Вернуться в раздел «Предыстория» 

 

ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ МУЗЕЯ КИНО

Таня Постникова

 

Это произошло в конце июня 2004 года. Слухами о закрытии Музея Кино полнилась Москва. Музей Кино, говорили официальные лица, занимает не принадлежащие ему помещения в ЗАО «Киноцентр». Будучи госучреждением, Музей Кино работал с 1989 года, то есть пятнадцать лет. Все это время его сотрудники занимались систематизацией кинематографического наследия, реставрацией документов и материалов. Музей стал культурным центром, так как кинопрограммы собирали людей по их интересам: сегодня – «Синематека танца», завтра – «Оперный клуб», в зале напротив народ лицезреет раритеты начала XX века, еще в одном зале – современные фильмы-лауреаты европейских кинофестивалей. Раз в неделю собираются поклонники и знатоки японской культуры, с таким же постоянством показывают грузинское кино, устраивают фестивали зарубежных фильмов. И вот – закрывают!

Не в силах мириться с превратностями судьбы, инициативные зрители создали сообщество в Живом Журнале для подготовки митинга в защиту Музея Кино. Расставаться с кинематографом совсем не хотелось. Он был еще таким молодым! Времени оставалось мало – митинг должен был привлечь внимание кинематографов и журналистов Московского Международного Кинофестиваля. На Пушкинскую площадь пришли, помимо семисот поклонников кинематографа, режиссер Ю. Норштейн, главред «Киноведческих записок» А. Трошин и другие. Квентин Тарантино и Бернардо Бертолуччи написали трогательные письма. О Музее заговорили, а повышенное внимание СМИ позволило музею оставаться в помещении «Киноцентра».

Бывшие ораторы пламенных речей, художники плакатов, сборщики подписей в защиту музейкиношных редкостей собрались в сентябре. Было известно, что работу синематеки продлили всего на один год, и тогда зрители решили собираться вместе. Директор Музея Наум Ихильевич Клейман предложил создать Общество друзей Музея Кино. Митинг обратил внимание на синематеку не только журналистов: стали приходить новые зрители, которые прочитали о музее в объявлениях, развешенных по институтам Москвы и из Живого Журнала.

За время своего существования «друзья» провели несколько встреч с режиссерами, с Ильей Хржановским, автором «4» по сорокинскому сценарию – аж два раза. За «круглым столом» каждую неделю проходили обсуждения фильмов – Вендерса, Пазолини, Довженко, Кулешова и различных теорий – семиотики кино Лотмана, вертикального монтажа Эйзенштейна, теории монтажа Пудовкина.

В январе 2005 года стало ясным, что Музей Кино все же останется без помещения. Музейные залы отходили «Киноцентру». Письма Общества друзей президенту В.В. Путину и другим чиновникам остались без должного внимания. Музей Кино хотели отквартировать на киностудию им. Горького, что на метро «Ботанический сад». Киностудия ждет капитального ремонта. Не всякий зритель доедет туда и за два часа. Другого помещения, равнозначного сегодняшнему, не предлагалось, на требование предоставить взамен те же четыре зала внимания не обратили.

Друзья Музея Кино решили еще раз обратиться к властям и СМИ в июне 2005 года. В голове не укладывалось, что средоточие российской кинокультуры вот так возьмут – и выселят, а музейные фонды заставят годами пылиться в подвалах (если не выкинут на помойку!). В Университете рисовали плакаты, палки для них проносили мимо удивленной охраны «для перформанса». Зрители помогали с материалами для митинга, один из «друзей» полностью обеспечил звук. В поддержку Музея Кино на митинге высказались режиссеры братья Дарденн, президент ФИПРЕССИ Андрей Плахов, режиссер Александр Митта, писатель Сергей Кузнецов. Вокруг памятника Кириллу и Мефодию бегали люди в белых халатах с хирургическими инструментами в руках – культуру спасать, участники митинга скандировали «кино болен!». И – опять отсрочка. Музею Кино разрешено остаться в занимаемых им помещениях до конца года. Сегодня он пакует фонды и отвозит материалы на «Мосфильм», кинопоказы утихнут с концом осени.

Друзья Музея понимают, что в своих руках культуру не сохранишь. Все-таки, для этого нужны средства. Государство должно догадываться, в кого превратятся его граждане, которые смотрят голливудские боевики и фильмы с шутками для подростков. Но, в общем, понятно, что легче управлять людьми, у которых рот забит попкорном.

Общество друзей Музея Кино все же надеется – есть люди, которые понимают, чего нам может стоить забвение своих культурных истоков. Недопустимо, чтобы российская культура, как и российская история и традиции после 1917 года, канула в небытие, чтобы потом, через сто лет, вытащить ее, пыльную и растерзанную, и простонать: «что же мы наделали?».

Вернуться в раздел «Предыстория»