Фильмы про путешествия автостопом – Трасса жизни в кино

В мину­ты отды­ха от шума доро­жек и песен вет­ра так при­ят­но сесть на диван, выпить чаш­ку горя­че­го чая и вспом­нить свои путе­ше­ствия. Еще при­ят­нее срав­ни­вать момен­ты сво­их путе­ше­ствий с чужи­ми. Итак, давай­те посмот­рим, что нам при­го­то­ви­ло кино.

Рос­сия про­цве­та­ет на ули­цах невоз­мож­но понять нашу необъ­ят­ную Роди­ну ина­че, как про­ни­кая в ее дале­кие ули­цы. Про­сто­ры нашей стра­ны тре­бу­ют, что­бы кто-то их водил, меч­тал под шум колес, ругал выбо­и­ны на доро­ге и стал­ки­вал­ся с носи­те­ля­ми зага­доч­ной рус­ской души.

Так назы­ва­ет­ся клас­си­че­ский фильм об осо­бен­но­стях рус­ско­го авто­сто­па и духе в целом.

Автостоп (1990)

Режис­сер: Ники­та Михалков.

Кар­ти­на выгля­дит доволь­но попу­ляр­но – засне­жен­ные про­сто­ры, лоша­ди на фоне серых дере­вен­ских домов, кол­хоз­ни­ки в вален­ках и науш­ни­ках. Имен­но так Рос­сия (тогда СССР) рас­смат­ри­ва­ет Алек­сан­дро из сол­неч­ной и без­за­бот­ной Ита­лии, решив­ше­го­ся отпра­вить­ся в зага­доч­ную стра­ну на машине. Кста­ти, евро­пей­цы счи­та­ют воз­мож­ность такой поезд­ки совер­шен­но невозможной.

Попут­но Алек­сан­дро насла­жда­ет­ся жиз­нен­ны­ми радо­стя­ми, остав­ляя после себя чере­ду кра­со­ток на одну ночь. Он теп­лый, сво­бод­ный и без­за­бот­ный, как и его родина.

Но в засне­жен­ной Рос­сии ему пред­сто­ит встре­тить­ся с отваж­ной рус­ской жен­щи­ной, кото­рая пыта­ет­ся попасть в боль­ни­цу и не боит­ся рожать в лесу, и с ее уны­лым, некуль­тур­ным, но таким оча­ро­ва­тель­ным мужем и его стре­ми­тель­ным мото­цик­лом. А если Настя Алек­сан­дро вста­нет, ее муж Саня и ее друг бай­кер одер­жи­мо сядут в машину.

Куль­ми­на­ция филь­ма – рож­де­ние на сне­гу, суе­та иди­о­та-Сань­ки, став­ше­го жерт­вой доро­гих руба­шек Алек­сан­дро. Но это толь­ко внеш­нее собы­тие. Внут­рен­ний сюжет – воз­рож­де­ние, катар­сис чув­ствен­но­го ита­льян­ца, кото­рый стал неволь­ным участ­ни­ком семей­но­го собы­тия и в мгно­ве­ние ока (до кри­ка ново­рож­ден­но­го) пере­оце­нил свою жизнь. Это кон­тра­сти­ру­ет со сво­бод­ны­ми отно­ше­ни­я­ми в Евро­пе и глу­бо­ки­ми семей­ны­ми при­вя­зан­но­стя­ми в Рос­сии. Это гра­ни­ца меж­ду про­шлой и буду­щей жиз­нью ита­льян­ско­го героя. Это как раз тот слу­чай, когда встре­ча меня­ет вашу жизнь.

Как авто­стоп в Рос­сии? Судя по это­му филь­му, он здесь ско­рее авто­стоп­щик. Авто­стоп по Рос­сии – это не толь­ко вза­и­мо­вы­руч­ка, но и погру­же­ние в семью, бра­та­ние, род­ство душ и обра­ще­ние судеб.

То же самое мы видим в сле­ду­ю­щей серии.

Дальнобойщики, 1 сезон, 19 серия (2001)

Режис­сер: Юрий Кузьменко.

Чело­век, голо­су­ю­щий на танц­по­ле с бутыл­кой (в чем сек­рет его неиз­мен­но­го успе­ха), явля­ет­ся крест­ным отцом всей дерев­ни, а отку­сив­шие Федор и Саш­ка чуть не сде­ла­ли их крест­ны­ми. Ведь толь­ко в нашей необъ­яс­ни­мо зага­доч­ной и наци­о­наль­ной род­ствен­ной стране гру­зо­вик свер­нет с тро­пы, что­бы под­вез­ти к дому хоро­ше­го чело­ве­ка и при этом (типич­но рус­ское сло­во, непе­ре­во­ди­мое на дру­гие язы­ки мир), что­бы попро­бо­вать мест­ный лун­ный свет. И если вы выбра­ли путь, иди­те по нему до кон­ца. Ина­че вы поте­ря­е­те лошадь и все, что опи­са­но в рус­ских сказ­ках за сот­ни лет до появ­ле­ния автостопа.

Таким обра­зом, созна­тель­ные води­те­ли не толь­ко рож­да­ют­ся от слу­чай­но­го пас­са­жи­ра, но и отправ­ля­ют­ся на поис­ки керо­си­на для вер­то­ле­та, на кото­ром роже­ни­цу нуж­но доста­вить в рай­центр. А глав­ное, ино­гда в Рос­сии все реша­ют не день­ги, а про­стое чело­ве­че­ское обаяние.

Авто­стоп пока­зан совсем по-дру­го­му, но авто­стоп – это целая жизнь! – в сле­ду­ю­щем фильме.

Я не вернусь (2014)

Фильмы про путешествия автостопом – Трасса жизни в кино

Режис­сер: Иль­мар Рааг.

Глав­ная геро­и­ня – девоч­ка Аня, окон­чив­шая дет­ский дом, сумев­шая добить­ся опре­де­лен­ных жиз­нен­ных успе­хов: окон­чив шко­лу с золо­той меда­лью, она пре­по­да­ет в инсти­ту­те и име­ет отно­ше­ния со сво­им началь­ни­ком. Но одна­жды вся его жизнь пере­во­ра­чи­ва­ет­ся с ног на голо­ву: ему при­хо­дит­ся бежать от лож­но­го обви­не­ния в хра­не­нии наркотиков.

И здесь Аня про­яв­ля­ет чуде­са наход­чи­во­сти (и при этом цеп­ля­ет­ся за один зна­ко­мый сце­на­рий) – она ​​при­тво­ря­ет­ся под­рост­ком и попа­да­ет в приют.

Но, выбрав путь, герой дол­жен быть готов к неожи­дан­ным пово­ро­там. Так Аня встре­ча­ет на сво­ем пути ту же сиро­ту Кри­сти­ну, у кото­рой в жиз­ни нет ниче­го, кро­ме фото­гра­фии бабуш­ки из дале­ко­го Казах­ста­на и цели любой ценой добрать­ся туда, куда нужно.

Несмот­ря на неже­ла­ние Ани делить­ся сво­ей жиз­нью с кем-то дру­гим, она по-преж­не­му сопро­вож­да­ет Кри­сти­ну в Казах­стан. Ему нече­го терять. И вот начи­на­ет­ся дол­гое путе­ше­ствие автостопом.

Авто­стоп не такой радост­ный и при­выч­ный, как в преды­ду­щих филь­мах. Здесь есть место обма­на (прав­да, не води­тель, а про­да­вец авто­бус­ной оста­нов­ки пыта­ет­ся обма­нуть Кри­сти­ну), бес­по­ряд­ки, ночь на ули­це и голод. Но в то же вре­мя есть пони­ма­ние, доб­ро­та и жела­ние помочь.

Геро­и­ни дол­го бро­дят – в этом филь­ме пока­за­ны толь­ко самые неудоб­ные усло­вия авто­стоп­щи­ка – мерз­нут, боле­ют, вору­ют еду. Кри­сти­на не дожи­да­ет­ся кон­ца доро­ги: ее сби­ва­ет пья­ный води­тель. Аня про­дол­жа­ет свой путь в Казах­стан, хотя он ей боль­ше не нужен. Но воз­вра­та к ста­рой жиз­ни нет.

Глав­ное, что про­ис­хо­дит с геро­и­ня­ми на ули­це, – это духов­ное воз­рож­де­ние. Неда­ром путь – это алле­го­рия (сим­вол) жиз­ни. Девоч­ки в при­юте, не испы­тав­шие в жиз­ни при­вя­зан­но­сти, учат­ся любить, забо­тить­ся и жерт­во­вать. И поэто­му Аня пони­ма­ет, что, хотя обви­не­ние с нее сня­то, у нее нет при­чин воз­вра­щать­ся в Петер­бург: в этом мире нет ниче­го люби­мо­го. Аня откры­та для ново­го. Выбрав путь, он реша­ет прой­ти по нему до конца.

Финал филь­ма неожи­дан­ный, я ему не ска­жу. Но я искренне реко­мен­дую вам взглянуть.

Тема авто­сто­па слу­чай­но про­смат­ри­ва­ет­ся в сле­ду­ю­щем фильме.

Путешествие автостопом (2009)

Фильмы и книги об автостопе - Жизненный путь в литературе и кино

Режис­сер: Алек­сандр Панкратов.

По сюже­ту (режис­сер снял свою кни­гу «Путе­ше­ствие хип­пи по Китай­ской Народ­ной Рес­пуб­ли­ке») моло­дые хип­пи отправ­ля­ют­ся в мифи­че­скую Шамбалу.

Они про­ти­во­сто­ят совет­ской систе­ме сво­ей «Систе­мой» (так назы­ва­ет­ся анти­со­вет­ская моло­деж­ная орга­ни­за­ция), а интри­га филь­ма осно­ва­на на кон­флик­те двух систем (а систем­ный кон­фликт объ­яс­ня­ет (дик­ту­ет) новую сюжет­ные кад­ры сцены).

Глав­ная геро­и­ня Лена (Лион) – дочь вли­я­тель­но­го ком­му­ни­ста, что меша­ет ей насла­ждать­ся жиз­нью и осу­ще­ствить свою мечту.

Авто­стоп в этом филь­ме пока­зан в очень совет­ской мане­ре, как зарож­да­ю­ще­е­ся явле­ние, не име­ю­щее отно­ше­ния к ком­му­ни­сти­че­ской идео­ло­гии. Маль­чи­ки не пони­ма­ют, не при­ни­ма­ют, но, в любом слу­чае, под­во­зят. Раз­де­лив­шись на пары, путе­ше­ствен­ни­ки встре­ча­ют­ся в ого­во­рен­ных местах: на вок­за­лах, у рек. Ночу­ют в палат­ках, зара­ба­ты­ва­ют «аском», то есть попро­шай­ни­че­ством. Эпо­ха чув­ству­ет­ся в каж­дой секун­де фильма.

Но глав­ное не дви­же­ние, не путе­ше­ствие и даже не путь. Глав­ное – это мыс­ли, чув­ства, поис­ки моло­дых хип­пи и пре­ступ­ни­ка, слу­чай­но попав­ше­го в их компанию.

Поче­му люди живут? Что в жиз­ни глав­ное? .. Цен­траль­ный образ в филь­ме – «Сине­гла­зы», ​​кото­ро­го ком­па­ния счи­та­ет осо­бен­ным. Он назы­ва­ет себя хоро­шим чело­ве­ком, чита­ет Биб­лию наизусть и высту­па­ет про­тив любых форм наси­лия. Имен­но ему суж­де­но было прой­ти тяже­лые испы­та­ния и отто­чить свое мне­ние. Но это оста­ет­ся за кадром.

В целом фильм мрач­ный и места­ми мисти­че­ски устра­ша­ю­щий. Но тем, кто носталь­ги­ру­ет по совет­ским вре­ме­нам, сто­ит на это взглянуть.

За рубеж

Из всех зару­беж­ных филь­мов про авто­стоп мне боль­ше все­го понра­вил­ся этот.

Солнце Ацтеков (оригинальное название «В июле», 2000)

Фильмы и книги об автостопе - Жизненный путь в литературе и кино

Режис­сер: Фатих Акин.

Доступ­ны все состав­ля­ю­щие хоро­ше­го филь­ма: увле­ка­тель­ный сюжет, роман­ти­ка, неожи­дан­ные пово­ро­ты собы­тий, про­ти­во­сто­я­ние внеш­но­сти и сути, счаст­ли­вый конец.

Моло­дой учи­тель Дани­эль бла­го­да­ря куло­ну с ацтек­ским солн­цем, слу­чай­но куп­лен­но­му зага­доч­ной девуш­кой Юли­ей, име­ет воз­мож­ность изме­нить свою жизнь. И у Юлии нако­нец-то появ­ля­ет­ся шанс нала­дить с ним отно­ше­ния. Но даль­ше собы­тия раз­во­ра­чи­ва­ют­ся непред­ска­зу­е­мо для каж­до­го участ­ни­ка филь­ма: на вече­рин­ке, куда Юлия при­гла­ша­ет Дани­э­ля, герой зна­ко­мит­ся с тур­чан­кой, в кото­рую влюб­ля­ет­ся без памя­ти, а все пото­му, что Юлия и ее подру­га опоз­да­ли на несколь­ко минут.

В отча­я­нии Джу­лия реша­ет изме­нить ситу­а­цию и путе­ше­ство­вать авто­сто­пом на отды­хе в направ­ле­нии, кото­рое опре­де­лит марш­рут пер­вой при­бы­ва­ю­щей маши­ны, и неожи­дан­но встре­ча­ет в этой же машине Дани­э­ля, кото­рый едет в Стам­бул на машине сво­е­го друга.

Далее сле­ду­ет серия неве­ро­ят­ных при­клю­че­ний, раз­лук и новых встреч, что­бы опи­сать, что зна­чит лишить себя боль­шо­го удо­воль­ствия. Ска­жу толь­ко, что маши­на лома­ет­ся на ули­це, а зна­чит, геро­ям при­дет­ся сма­ко­вать авто­стоп в пол­ной мере и со все­ми выте­ка­ю­щи­ми отсю­да последствиями.

в наши дни инте­рес­но взгля­нуть на сти­ра­е­мые с лица зем­ли гра­ни­цы меж­ду евро­пей­ски­ми госу­дар­ства­ми. Инте­рес­но вспом­нить жизнь 16-лет­ней дав­но­сти. Но самое инте­рес­ное – наблю­дать, как вещи ока­зы­ва­ют­ся совсем не таки­ми, каки­ми кажут­ся на пер­вый взгляд, и пони­мать, что у судь­бы свои зако­ны. По край­ней мере, в этом фильме.

Одна­ко ино­гда мы сами созда­ем свою судь­бу. И для это­го все­гда есть как мини­мум два вари­ан­та. В этом нас убеж­да­ет ста­рый доб­рый фильм, о кото­ром мы пого­во­рим позже.

Трасса 60 (2002)

Фильмы и книги об автостопе - Жизненный путь в литературе и кино

Режис­сер: Боб Гейл.

Глав­ный герой Нил, моло­дой чело­век из обес­пе­чен­ной семьи, полу­ча­ет в пода­рок на свое два­дца­ти­ле­тие рос­кош­ный крас­ный каб­ри­о­лет, в кото­ром сбы­ва­ет­ся меч­та его отца. Но, слу­чай­но полу­чив трав­му в боль­ни­це, Нил пони­ма­ет, что живет не той жиз­нью, кото­рую хочет. Как и поло­же­но по зако­нам жиз­ни, муд­рый настав­ник – О.Ж. Грант под­во­дит его к тако­му выво­ду. И с ее помо­щью Нил отправ­ля­ет­ся на поис­ки девуш­ки сво­ей мечты.

На пути к Нилу вас ждут раз­лич­ные при­клю­че­ния и испы­та­ния, суть кото­рых сво­дит­ся к сво­бо­де выбо­ра. И, если сна­ча­ла вол­шеб­ный шар дела­ет выбор за моло­до­го чело­ве­ка, то бли­же к кон­цу филь­ма, когда герой, как поло­же­но, взрос­ле­ет, ста­но­вит­ся оче­вид­ным, что выбор – это лич­ная ответ­ствен­ность (ника­кой шар не может решить судьбу).

Пока­за­тель­ным в этом плане эпи­зо­дом явля­ет­ся сце­на, в кото­рой на сле­ду­ю­щее утро после ночи с Линн, девуш­кой сво­ей меч­ты, Нил дол­жен отпра­вить­ся в опас­ное место, куда дол­жен быть достав­лен пакет, за что он рас­пи­сал­ся кро­вью. Выпуск­ной бал пред­ре­ка­ет ему тра­ги­че­ский конец, но Линн, не поз­во­ляя воз­люб­лен­но­му про­чи­тать про­ро­че­ство выпуск­но­го вече­ра, заяв­ля­ет: «Ты вер­нешь­ся». И ока­зы­ва­ет­ся, он прав.

Основ­ная тема филь­ма – сво­бо­да воли, ответ­ствен­ность и лич­ный выбор. Выбор все­гда дол­жен быть в поль­зу нрав­ствен­но­сти. И это при­во­дит к счаст­ли­во­му финалу.

В роли авто­стоп­щи­ка высту­па­ет мифи­че­ский пер­со­наж О. Джей Грант – он же муд­рый настав­ник. Авто­стоп здесь ока­зал­ся весе­лым, позна­ва­тель­ным и пол­ным приключений.

Если дви­гать­ся по трас­се в направ­ле­нии фан­та­сти­ки, нель­зя не оста­но­вить­ся на оче­ред­ной при­клю­чен­че­ской комедии.

Автостопом по Галактике (2005)

Фильмы и книги об автостопе - Жизненный путь в литературе и кино

Режис­сер: Гарт Дженнингс

Экра­ни­за­ция одно­имен­ной кни­ги Дугла­са Адам­са, в кото­рой рас­ска­зы­ва­ет­ся о при­клю­че­ни­ях дру­зей по гипер­про­стран­ствен­ной тропе.

Фильм боль­ше о галак­ти­ке, чем о путе­ше­ствии авто­сто­пом. Конеч­но, сред­ства­ми кине­ма­то­гра­фии невоз­мож­но пере­дать всю пре­лесть пер­во­ис­точ­ни­ка. Но, тем не менее, часть иро­нич­но­го настро­е­ния им уда­лось сохра­нить. Мон­стры с дале­ких пла­нет вполне в духе весе­ло­го фэн­те­зи. На мой взгляд, фильм мож­но посмот­реть в хоро­шем настро­е­нии и в ком­па­нии в шут­ли­вом настроении.

Ну и нако­нец фильм, кото­рый мне совсем не понра­вил­ся. Про­сти­те за субъективизм.

На дороге (2012)

Фильмы и книги об автостопе - Жизненный путь в литературе и кино

Режис­сер: Уол­тер Саллес.

Моло­дой талант­ли­вый писа­тель Сал Пара­дайз зна­ко­мит­ся с Дином Мори­ар­ти. Вско­ре они ста­но­вят­ся близ­ки­ми дру­зья­ми, гото­вы­ми раз­де­лить боль, радо­сти и жену.

Они три года путе­ше­ству­ют по Аме­ри­ке. Одна­ко в филь­ме это путе­ше­ствие пока­за­но слиш­ком одно­бо­ко: доро­га, выпив­ка, сек­су­аль­ные при­клю­че­ния. Адап­та­ция рома­на Керу­а­ка кажет­ся скуч­ной и мно­го­слов­ной. Энту­зи­азм поко­ле­ния бит­ни­ков и лег­кость их отно­ше­ния к жиз­ни кон­тра­сти­ру­ют с инту­и­тив­но­стью образа.

Если вна­ча­ле закреп­ля­ет­ся тема твор­че­ства, по ходу филь­ма цикл дви­же­ния, пьян­ства, сек­са, раз­го­во­ров начи­на­ет утом­лять. Есть инте­рес­ные момен­ты, но в целом кар­ти­на скучная.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

1 × 5 =